АА

                                                                          Когда стране не могут предложить внятное будущее, ей впаривают «великое прошлое» и обязательно ненависть.(с)

                       Каждый человек имеет обязательства перед международным сообществом, которые выше обязанности подчиняться местным законам. Следовательно, граждане должны нарушать внутренние законы страны для того, чтобы предотвратить преступления против мира и человечности.(с)

Я азербайджанка. И я не хочу ненавидеть армян.

В пятом классе нас спросили — а вы знаете, для чего нужно учить историю?
Наши учителя разъясняли необходимость каждому знать историю своей Родины, гордиться ею. Как на примерах прошлого мы можем и обязаны сделать выводы и не повторять прежних ошибок.
Уже прошло сто лет с начала Первой Мировой Войны. Это событие освещалось в прессе, но почему-то часто мысль «Напомнить. Не дать повториться.» трансформируется в «Смотрите, какие мы молодцы», «А вот таких пиздюлей вы получите, если пойдете наперекор»,  «Те плохо обошлись», «Эти предали», «Мы это отрицаем» и т.д. Мне понравился проект «Им было 17», рассказывающий о судьбах настоящих простых людей, играющих свою роль в истории Германии. В том материале звучат хорошие нужные слова, конечно же, не только в нём. Когда же я увидела это видео, захотелось расцеловать его создателей!
В наших же школах ведётся мощная антиармянская пропаганда. Потому с таким удивлением я прочла когда-то строки азербайджанца, восхищавшегося товарищем армянином. Автор называл его красивым и храбрым. Впервые читала такое о них.
Я обязана говорить об азербайджано-армянских отношениях. Мой человеческий долг, у меня нет права молчать.
1. Корень  этого противостояния – территориальный.
Карта мира настолько бессчетное количество раз перекраивалась — то, что наши земли несправедливо отданы, не оправдывает войны. И такое происходило не только у нас. Давайте все начнем отдавать и приобретать. Карту Земли какого века/тысячелетия возьмем за образец?
Зачем это все? Для чего мы учимся, развиваемся, растим детей, стремимся к свету в жизни, если «надо» считать, что убивать — это нормально, не понимая, что за ненавистью стоит страх/зависть и огромное желание не задавать вопросы.
2. Боль, нанесённая азербайджанскому народу армянским. Живут люди, испытавшие преступления армян лично. Глубокие следы в виде не уходящих воспоминаний, кургана из черепов с вбитыми гвоздями, документальных свидетельств особенной жестокости. Мне повезло, что я не застала этого. Я не имею права говорить на эту тему.
Я только знаю, что надо собраться и не перенести это в будущее. Иначе это никогда не закончится. Бесконечная вереница убийств на почве мести — это ни вендетта, ни гордость. Получается в итоге, очень грубо говоря, так:
-Ты убил моего соотетчественника.
-А ты убил моего брата.
-Ты убил моего отца.
-Ты убил моего товарища.
An eye for an eye makes the whole world blind.
3. Страдают люди.. Я не знаю ни одного народа, который когда-либо не причинил боли другому. Может, редкие единицы, обособленные от цивилизации, и то не факт.
Эти раны не забываются, но сводиться все к следующим тезисам тоже не должно:
У кого они самые свежие — у того самые важные?
У кого масштабнее презентованы потери, тот больше прав?
А еще, если оба народа убивали друг друга, тот, кто убил больше людей — плохой парень, а грехи другого обнуляются.
4. Тема геноцидов. Каждая сторона кричит со своей колокольни: нелюди устроили нам геноцид, вот доказательства, держите фотографии, держите плёнки, это такое горе. И при этом отрицает геноцид другой страны. КАК ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО, вы хоть понимаете, КАК ЭТО МЕРЗКО, говорить об одном геноциде и опровергать существование другого? Это вам сказки, чтобы не верить и кичиться этим? Это человеческое горе — как можно им мериться? Отрицать боль людей по ту сторону баррикад?
Все заварила какая-то часть народа, а гибнут невинные.
5. В комментариях под открытием Евроигр прочла переписку двух дам, сокрушавшихся по поводу оккупированных земель, и обе выразили готовность умереть ради их возврата. Я не хочу и никому этого не желаю. Это Ненормально, умирать за земли. Те дамы хотят, чтобы вернули Карабах. А я не хочу, чтобы вернули Карабах — я хочу, чтобы не было войны. Что принесут эти земли?
Радость? Нет. Их возвращение не стоит смерти ни одного человека, с каждой стороны.
Гордость? Нет, я азербайджанка, и горжусь своей страной, когда она справедлива, мудра, помогает обездоленным.
Богатство? Богатств в Азербайджане уже Столько, они служат лишь увеличению животов и гонора. От появления нового источника богатства все останется прежним. Земля не стоит ни войны, ни ненависти, которую в нас разжигают.
6. Эта ситуация раздута искусственно и до катастрофических размеров. Власть имущие удобно устроились, а как все сохранить и по-прежнему стричь купоны? История выработала несколько правил, одно из которых: разделяй и властвуй. Второе: если их не отвлекать, то они обратят свою силу на тебя. Потому создан великолепный враг, уродливый, жестокий, бесчеловечный, для азербайджанцев – это армяне, для армян – это азербайджанцы. И когда-нибудь мы врага победим, и тогда все проблемы исчезнут и мы, наконец, заживём!
7. Я не верю ни одной из сторон. Их поведение не вызывает у меня ни доверия, ни уважения. Каждая нация выставляет себя жертвой, другую монстром. Ничего не говоря о своих жестоких поступках.
8. Наступает момент, когда ты больше не можешь не думать.
Я выросла в Азербайджане, и, значит, во мне с детства воспитали привычку заткнуться, если я не хочу проблем. Вы видели, к чему приводит не задавание вопросов, слепое исполнение? Если тебе что-то говорят другие либо старшие (по статусу/возрасту), неизвестно, верно ли это. Ты становишься ведомым. И все может кардинально поменяться. Примеры: изгнание мусульман из Болгарии было преподнесено болгарам добровольным, на деле будучи принудительным. Или война между Японией, Китаем, Кореей и Вьетнамом  во время Второй Мировой, версии каждой из сторон больше чем отличаются.
В конце, дачей показаний на собственном Нюрнбергском процессе дело не закончится. Мы должны нести ответственность. Мы не овцы и не набор инстинктов. У нас есть ум и у нас есть сердце.
9. Знаете ли Вы, кто такие отказники совести? Подсказка: 15 мая 1994 года на Тависток-сквер в центре Лондона был поставлен камень «в память тех, кто отказывался и отказывается проходить воинскую службу по своим убеждениям во всем мире и во все времена, добиваясь тем самым права не убивать».
На протяжении многих веков существовали люди, отказывавшиеся воевать по этическим соображениям: не желали убивать других людей. Это наше право. Раньше отказники совести часто преследовались, но теперь это право гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека. Это элемент права на свободу мысли, совести и вероисповедания.
10. Есть еще один момент. Я не хочу, встречая где-либо армянина, испытывать зло. Армянин не урод по факту происхождения. Многолетняя мозгопромывочная махина  сделала свое дело, равнодушно я к ним тоже не отношусь. Но наши душа и разум сильнее навязанных рефлексов. И уже наши дети вырастут и без этой ненависти — очередной, душевной отравы. Они будут умнее и свободнее нас.
11. Единственные, с кем что-то случится, это мы. Обе страны приводят только удобные примеры, нас постоянно науськивают. Для того, чтобы, когда придет война, пушечное мясо не по принуждению, а само радостно побежало. Раньше люди воевали, ибо не знали альтернативы, на том этапе развития наверное по-иному не представлялось возможным. Ладно древний мир, ладно средние века, но в новейшей истории? Искренне не понимаю, как в 21 веке можно так думать, когда мы уже немного познакомились с нашим удивительным миром, когда мы знаем, что являемся пылинками в масштабах космоса, и то, насколько прекрасна и хрупка Земля. А если жестко+прагматично, это желание большей наживы — мы имеющимся распорядиться не научились.
12. У армян умирают такие же молодые, безвинные люди. Не только у нас.
Я не говорю, что они все хорошие. Так вообще не бывает, чтобы все были какими-то, в любой абсолютно группе.
Они так же талантливы, любят свои семьи и уважают родителей. Они ходят в гости и пьют чай. Они тоже поют, танцуют и путешествуют. Подвести черту стольким прекрасным жизням, потому что нам так сказали?
Мы принимаем разных людей, отличающихся сильно и не очень, а похожих на нас армян, нет. А мы с ними похожи, что бы нам ни хотели внушить.

Нам не хотят и не расскажут о том, что тогда на самом деле произошло. Но самое главное — это и не нужно. Не нужно знать причин, чтобы быть мудрым человеком сейчас. Мы формируем будущее, не наши политики.
В тегах я напишу армяне и азербайджанцы, а не названия наших стран. Проиграют два народа, а не их правительства. Облеченные властью черствы, они изгаляются над нами — мы верим, позволяем и мыкаемся дальше. Пиррова победа кого-то там, и неисцелимые раны с каждой из сторон. Всегда мы выбираем войну. Не она нас. Если мы решаем убивать дальше, не будет конца горю, вражде, и конца самого не будет. Когда мы перестаем считать определенные причины оправданием убийств, то, как бы ни хотели этого продавцы оружия, политиканы и прочие — они больше ничего не смогут.
В конце видео о солдате Эрихе Кремсе он говорит: «Те, кто участвовал в войне – никто этого не хотел.  Я должен назвать тех, кто хотел эту войну. Это царь, президент, англичанин и  кайзер. А мы глупцы.  Мы позволяем себя забивать. Мы настолько глупы, что заслуживаем этого забоя.»
Мы позволим умереть нашим близким  и соседнему народу по той  же причине, по какой и учили историю – нам дали такой приказ.

Добавить комментарий

